четверг, 6 октября 2016 г.

АТОМНАЯ ДИРЕКТИВА БРЮССЕЛЯ...

Среди десятков директив ЕС, которые Украина обязалась имплементировать в рамках Соглашения об Ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, есть несколько, касающихся темы для нашей страны особенно болезненной – темы радиоактивных отходов и вреда от радиации для населения.
До 1 ноября депутаты должны проголосовать за принятие нормативов ЕС в частности в вопросах защиты здоровья от ионизирующего излучения. Попытаемся разобраться, почему эта тема столь важна и что именно предлагают Украине?
Матчасть
Ионизирующее излучение (ИИ) – излучение, под воздействием которого в атомах среды появляются ионы разного знака. Всемирная организация здоровья определяет ИИ как «вид энергии, высвобождаемой атомами в форме электромагнитных волн или частиц». ИИ бывает как природного, так и техногенного происхождения. Количество ИИ, поглощаемое биологической тканью, измеряют в единицах, называемых зиверт (также используются такие единицы как бэр или рентген; 100 бэр или 100 рентген приравниваются к 1 зиверту). Зиверт – это очень большая единица, поэтому обычно оперируют микро- и милизивертами (мкЗв и мЗв). Говоря совсем грубо, ИИ – это привычная всем радиация.
Источники
Источники ионизирующего излучения самые разнообразные, а ее объем определяется большим количеством факторов – от расположения объекта (высокогорные сёла, скажем, получают излучения больше, чем равнинные населенные пункты) до близости к АЭС или от количества рентген-исследований, которые проходит человек. Жизни без ИИ не бывает, определенный природный радиационный фон есть везде, так что бояться стоит не самого факта наличия ИИ, а, скорее моментов, связанных с его количеством. Начнем с того, что львиная доля радиации, которую все мы получаем в течение жизни, приходит к нам из космоса. Кроме того в природе имеется около 60 естественных радиоактивных веществ – вместе с ИИ космического происхождения, они дают в «общую копилку» в среднем 80% излучения, получаемого ежегодно. Остальные 20% - это ИИ искусственного происхождения: собственно, это те же волны или поля, возникающие вследствие работы промышленных объектов или специальных приборов. Наиболее частый случай (и наиболее мощные дозы – до 1500 мкЗв/год) – рентген. Хотя некоторую дозу мы получаем и от вполне безобидных телевизоров или, скажем, при полете в самолете. В среднем по планете условная годовая доза определяется в 2400 мкЗв / год

Мифы и реальность
В стране, пережившей Чернобыль, отношение к вопросам радиационной безопасности, конечно же, особое. Хотя, надо признать – с годами понимание необходимости строгого контроля над источниками радиации у нас вытесняется более насущными экономическими проблемами. Время от времени, разве что, да и то больше из-за ложных слухов активизируются громады: кто-то против строительства ядерных объектов, кто-то против провоза отходов через их территорию. Особенно остро встал вопрос ядерной безопасности в последние годы. Так из-за аннексии Крыма и войны не раз возникала серьёзная угроза безопасности работы ядерных объектов в восточных областях; не меньше опасений вызывала и безопасность на объектах хранения и исследования радиоактивных материалов. По данным на 2014 год в Украине расположены 5 АЭС (Чернобыльская – выведена из эксплуатации), три исследовательских центра (в том числе – в Харькове, семь спецкомбинатов и три комбината по добыче и переработке урановых руд. Плюс многочисленные места хранения радиоактивных элементов.
Справедливости ради, стоит заметить, что далеко не всегда именно близость АЭС означает повышенный радиоактивный фон. В этом смысле, вроде бы безопасные ТЭС, в которых сжигают «фонящий» уголь, может представлять для населения куда большую угрозу.
Главная проблема в нынешней ситуации – вопрос культуры обращения с многочисленными объектами. Образно говоря, мы похожи на помещение, в котором обильно разбросаны пистолеты, автоматы и гранаты – и лишь наше правильное обращение с ними даёт некоторую гарантию того, что все останутся живы.
Зачем нужны директивы?
Процесс имплементации директив ЕС запущен в Украине в феврале 2015 года. 18.02.2015 распоряжением Кабмина был принят план имплементации Директив ЕС 2006/117/Евратом, 2013/59/Евратом, 2014/2014/87/Евратом об основных нормах безопасности для защиты от опасности, возникающей из-за ионизирующей радиации, а также о надзоре и контроле за перевозкой радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива. Кроме того - об основах безопасности ядерных установок.
Директивы ЕС должны дополнить и скорректировать уже существующее национальное законодательство в этой сфере, привести его в соответствие с европейским и заполнить те пробелы, которые существуют на данный момент.
Что предлагается?
Например, устанавливаются максимальные дозы для населения. Статья 13 Директивы говорит о том, что предельная доза составляет 1 мЗв/год, при этом «в особых обстоятельствах допускается более высокая доза… при условии, что средняя доза за пять последовательных лет не превышает 1 мЗв в год». Отдельно устанавливаются дозы для категории А – лиц, работающих на специальных объектах с искусственными источниками ИИ – для них предельная доза составляет 100 мЗв/5 лет с максимальной эффективной дозой 50 мзв в год. Также отдельно прописаны дозы для ряда категорий – от беременных до студентов.

Государства, имплементировавшие данную Директиву берут на себя обязательства принимать разумные меры для обеспечения как можно более низкого уровня облучения как всего населения, так и отдельных категорий. Для чего, в частности, должны будут проводиться оценка риска рентгеновского обследования, классификация рабочих мест на различные зоны (исходя из предполагаемых годовых доз, вероятности и величины потенциального воздействия), внедрение средств контроля и мониторинга, касающихся различных областей и условий работы, в том числе, по мере необходимости - индивидуального мониторинга.
Требования предъявляются не только к государству, но и напрямую к предприятиям. В частности, это поддержание оптимального уровня защиты окружающей среды и населения, проверки эффективности технических устройств для защиты окружающей среды и населения, регулярное калибровка и проверка измерительных приборов и так далее – эта часть касается уже не столько работников предприятий атомной промышленности, сколько всех нас, рядовых граждан. В целом, в случае положительного голосования по Директиве Украина принимает европейские стандарты контроля безопасности перевозок радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива, а также вводит процедуры европейского образца по предупреждению аварий на атомных реакторах и минимизации рисков, связанных с производством ядерной энергии.
Кому это надо?
Интерес Европы в этом совершенно понятен: ЕС заинтересован в безопасном соседстве со страной, обладающей ядерными технологиями и не отвечающей в полной мере стандартам обращения с такого рода вещами, принятыми в европейских государствах. Однако давайте признаем, что введение четких (а главное – всеми добросовестно соблюдаемых правил) в этой сфере делает нашу жизнь более предсказуемой и безопасной. Хотя и добавит, наверняка, хлопот работникам и чиновникам атомной промышленности. Но здесь уместна еще одна параллель: в ЕС приняты крайне жесткие санитарно-эпидемиологические стандарты для пищевой промышленности, кафе, ресторанов и тому подобных точек. Стандарты эти непросто выполнить, это порой бывает хлопотно и накладно, но выгоды для потребителя здесь очевидны: риск подхватить кишечную инфекцию где-нибудь в Берлине или Варшаве куда меньше, чем в Индии или Африке. Вопрос лишь в добросовестном исполнении стандартов, но, когда цена вопроса – здоровье и жизнь, оно того стоит.
ИСТОЧНИК:

Комментариев нет:

Отправить комментарий